23-24 июня 2022 года состоялся Международный Авиационный инновационный форум МАИФ-2022, организованный флагманом ИТ-решений в гражданской авиации – компанией «РИВЦ-Пулково».

Впервые в рамках форума совместно с Санкт-Петербургским Государственным Университетом Гражданской Авиации был организован межвузовский круглый стол для поддержки талантливой молодежи и научных кадров, где были представлены доклады преподавателей и студентов. Ниже мы собрали статьи написанные сотрудниками «РИВЦ-Пулково» совместно с научными сотрудниками и магистрантами СПбГУГА им. А.А. Новикова.


НОВЫЕ РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТОВ РИВЦ-ПУЛКОВО

Абрамов Валентин Анатольевич, директор по разработке программного обеспечения АО «РИВЦ-Пулково»

Першина Алёна Сергеевна, магистрант, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. А.А. Новикова»

Компания РИВЦ-Пулково работает по трем основным направлениям: авиакомпании, аэропорты и агентства. За 2021 год компания смогла реализовать множество проектов: разработаны новые мобильные приложения («iFlightDoc.CabinCrew» и «iFlightDoc.Agent»), переработан и модифицирован блок по предупреждениям «Ops/События», переработано приложение «КОМПАС/Расходы», перевод модуля «Спецтранспорт» на отечественные технологии, модернизация модуля «Кобра/Визинформ», разработан новый модуль системы КОБРА «Виртуальный перрон», модернизация системы SAKURA.AERO.

Разберем аэропортовую часть, а именно «Виртуальный перрон» (рис.1). Основными функциями данного модуля являются контроль выполнения операций на перроне, анализ текущего состояния оборудования, предоставление персоналу доступа к видеоинформации, поступающей от видеорегистратора, уведомление о сбойных ситуациях, доработка модуля по управлению ресурсами на основе данных датчиков от спецтехники, ведение журнала событий техники.

Рисунок 1. Виртуальный перрон

Следующим направлением, которое планирует развивать РИВЦ-Пулково, является биометрия. Она включает в себя распознавание пассажиров на стойке регистрации и сопоставление с паспортными данными, которые сканируются параллельно, а также распознавание VIP пассажиров в VIP терминалах.

Большое внимание планируется уделить обмену данных между аэропортом и авиакомпанией. Не так давно компании поступила задача об интеграции между производственной системой авиакомпании «Сибирь» и аэропортом, где установлена система «Кобра». От авиакомпании в аэропорт будет поступать такая информация как оперативное изменение суточного плана, информация по пассажирам, по кодам спец. обслуживания. Из аэропорта в авиакомпанию будет приходить информация о назначенном ресурсе: стоянки, стойки регистрации, выходы на посадку, а также оперативная информация по фактическому обслуживанию. В результате данной интеграции убираются лишние звенья, и информация в систему поступает намного оперативнее, чем это было ранее.

Рассмотрим авиакомпании. Сейчас РИВЦ-Пулково ведет активную работу над новой версией проекта Crew 3.0., которая включает в себя: автоматическое обновление информации о расписании, поступающей в т.ч. из внешних систем, графические интерфейсы работы с расписанием, изменение концепции построения связок и другие функции. В своей работе авиакомпании тратят много времени на оперативные корректировки по замене бортов. РИВЦ-Пулково в своем проекте «OpenSky/Ops. Оптимизатор расстановки бортов» предлагает делать это автоматически. В случае возникновения конфликтной ситуации система будет сама определять эту ситуацию и переназначать бортовой номер на другой рейс, если это возможно. Если это невозможно, то диспетчеру будут приходить уведомления о том, что произошла конфликтная ситуация и предлагаться варианты решения этой проблемы.

Еще одним модулем в рамках система Open Sky/Ops является модуль «Сценарии». Он позволит: моделировать различные ситуации (поломка ВС, закрытие АП, задержка ВС и пр.), сравнивать сценарии и возможности выбора оптимального варианта, применять изменения по сценарию в мастерплан.

Следующим направлением, которое планирует развивать РИВЦ-Пулково – это Карта полетов (рис.2). Основными функциями являются: получение данных через приемник (аналог fr24), точное и расчетное местоположение самолета, расчет ожидаемого времени прибытия и отображение погодных явлений. 

Рисунок 2. Карта полетов

Что касается агентств, для них была разработана Система продажи билетов (рис.3), которая подразумевала:

  • Поиск, бронирование, выписка услуг посредством обмена данными с автоматизированными системами бронирования
  • Контроль работы агентов/субагентов компании
  • Выгрузку отчетов, аналитических данных
  • Ведение расписания, учет блоковых (групповых) мест на рейсах
  • Ведение реестров нормативно справочной информации
  • Расчет сборов по условиям начисления
  • Делегирование прав доступа
  • Возможность обмена быстрыми сообщениями
  • Шифрование передаваемых данных.

Рисунок 3. Интерфейс системы продажи авиабилетов

Еще одним проектом является информирование сотрудников через Telegram. Информирование летчиков и бортпроводников о назначенных рейсах, диспетчеров об изменениях рейсов, водителей и исполнителей на перроне о назначенных рейсах, информирование пассажиров по рейсу. Также РИВЦ-Пулково разработал новое приложение для мониторинга событий WatchDog. Оно позволяет: проверить логические данные, выявить сбойные ситуации до того как это обнаружил пользователь, увеличить качество работы службы поддержки.

В 2022 году было объявлено о запрете на покупку и использование зарубежного ПО. В связи с этим, стратегия развития компании АО РИВЦ-Пулково представлена следующим образом:

Шаг 1. Перевод ПО на СУБД PostgeSQL – 2023 г.

Шаг 2. Перевод серверного ПО на Linux – июль 2024 г.

Шаг 3. Перевод клиентских рабочих мест на ОС разрешенную ЕРРП – декабрь 2024 г.

 


НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ OPENSKY

Вотинцев Александр Валерьевич, руководитель проектов отдел цифровизации авиакомпаний АО «РИВЦ-Пулково»

Першина Алёна Сергеевна, магистрант, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. А.А. Новикова»

Основные направления, над которыми мы сейчас работаем это перевод программных продуктов на современный интерфейс, расширение функциональности, связанное с появлением новых технологий, изменениями законодательства и организацией бизнес-процессов. Для авиакомпаний в линейке продуктов РИВЦ есть множество систем, но сегодня рассмотрим производственные системы, позволяющие оптимизировать и облегчить работу сотрудников.

OpenSky/Sched – модуль, основной задачей которого является составления расписания полётов и построения графика оборота. Основные задачи: ввод и корректировка информации по рейсам, расчет графика движения по маршруту, работа с проектами расписания в экспериментальных БД, динамический расчет и графическое представление графика оборота ВС, протокол конфликтов при формировании графика, возможность принудительной стыковки рейсов, хронология телеграмм по рейсам, конструктор отчетов, гибкие настройки правил авторассылок, анализ графика оборота. За последнее время весь модуль Shed 4.0 был полностью переработан, подстроен под новые стандарты и правила IATA. Появилась возможность редактирования рейсов, цветовая индикация статуса согласования рейсов, автоматическая проверка на соблюдение регламента. Добавлена возможность одновременной работы с разными расписаниями и с многоучастковыми рейсами. В планах: возможность работы с историческими слотами SHL, SIR и Web-версия приложения (рис.1)

Рисунок 1. Интерфейс системы OpenSky/Sched

OpenSky/Nav – база данных сезонных навигационных расчетов топливно-временной задачи. Модуль может осуществлять разбор рабочих планов полетов различных систем планирования и записывать всю необходимую информацию в БД для дальнейшего использования в других модулях. Данные используются при планировании и корректировках расписания суточного плана и предварительного планирования, а также  при формировании документов модулей Control. На текущий момент модуль полностью переведен на новый интерфейс, добавлен разбор нескольких новых форматов OFP Аэрлоция и реализована возможность ручного внесения данных без вставки OFP.

Модуль OpenSky/Control предназначен для формирования документов по планированию и обеспечению рейса, позволяет наглядно отслеживать статус подготовки организационного обеспечения рейсов. Сформированные документы можно увидеть в оперативном контуре уже для конкретного рейса. При планировании доработок мы учитываем необходимость оптимизации бизнес процессов конкретных заказчиков. По многочисленным заявкам для этого модуля планируется новая форма для полноценного ведения процесса согласования и обеспечения рейса в едином окне.

Модуль предварительного планирования полетов – PreOps – предназначен для планирования парка ВС в краткосрочной перспективе. Позволяет автоматически назначать воздушные суда на рейсы с учетом всех ограничений. Относительно недавних доработок модуля является функция анализа расстановки, позволяющими показать пользователю нарушения, которые могут быть критичными с точки зрения планирования ВС и требуют внимания (слишком маленькое время стыковки, полет на закрытый аэродром и т.д.). Дальнейшими планами по развитию являются учет различных сценариев при расстановке рейсов, расчет стоимости применения различных решений в суточном плане полетов, более полное использование ограничение парка ВС и аэропортов при расстановке рейсов, улучшение информативности графического планшета СПП.

Одним из самых сложных и объемных модулей системы OpenSky является OpenSky/Ops. Модуль оперативного управления, обладающий, пожалуй, самым широким сектором функций: обеспечивает возможность быстрого анализа обстановки, оперативная корректировка СПП накануне и в день вылета, система пользовательских предупреждений (алерты, всплывающие окна, события), информация из Автоматизированных систем бронирования (в т.ч. Сирена), ведение инспекторских проверок, модуль управления контейнерными перевозками и др. Среди доработок представлен внедренный механизм введения ограничения полетов, Telegram-бот. Добавлена возможность ведения оперативного журнала, а также генерация OFP на основе предыдущих рейсов. В дальнейших планах добавить анализ ограничений аэропортов на графическом планшете, переработать механизм редактирования рейсов, анализировать НОТАМов и Метео при предварительном и оперативном планировании парка ВС, отображать карту полетов с расчетным и фактическим местоположением ВС.

Модуль принятия решения (МПР) предназначен для анализа и учета эксплуатационных ограничений при полетно-диспетчерском обслуживании. Интерфейс представляет собой таблицу со списком аэропортов по маршруту по каждому конкретному рейсу. Позволяет формировать пакет полетной документации и передавать ее в iFlightDoc. В модуле формируется полетная документация на рейс на основании РПП. За последнее время в модуль внесены некоторые дополнения, такие как обновление информации в таблице МПР производится только для открытой вкладке рейса, автоматическое распознование типа полета по OFP. Реализован разбор формата OFP Аэролоция. В ближайшем будущем планируется научить разбирать XML формат Аэролоции, разбирать расчет OFP с рубежом ухода и организовать отправку сообщений напрямую из МПР.

Модуль Catering занимается обеспечением питанием рейсов авиакомпаний. Система позволяет формировать таблицы рационов питания, телеграммы по обеспечению платным и бесплатным питанием. Включает в себя много справочников для автоматизации процесса (поделены на три категории: основные, рационы, стоимость). Перспективная разработка уже внедрена у одного из наших клиентов. С помощью «Автоотправка бизнес правил» пользователю доступна возможность автоматического формирования бизнес правил по сформированному заданию, в указанные периоды, для определенных программ.

Наравне с общим развитием системы мы постоянно совершенствуем их по заявкам наших клиентов.

 


НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Головченко Глеб Валентинович

Кандидат технических наук, генеральный директор АО «РИВЦ-Пулково»,

Основными проблемами в области авиации на 2022 год являются:

  • Западные санкции в отношении РФ
  • Закрытые воздушные пространства недружественных стран
  • Приостановка лизинга и арест воздушных судов
  • Отличие информационных систем западных вендоров
  • Хакерские и DDOS атаки на ключевые Интернет ресурсы РФ
  • Прекращение поставок и поддержки компьютерной техники западного производства

Это те экстренные задачи, которые необходимо решить в ближайшее время. Но государство смогло оперативно отреагировать на данные угрозы, предпринимая следующие меры в области гражданской авиации: упрощение государственной регистрации воздушных судов, выделение субсидий авиакомпаниям, поддержка временно закрытых аэропортов.

      В марте наблюдался стремительный уход с рынка зарубежных ИТ-поставщиков: Sabre (США), SAP (Германия), Lufthansa Systems (Германия), Jeppesen (США), IBM (США), Arinc (США), Inform (Германия), SITA (ES) ACARS. Как видно из хронологического порядка крупнейшие поставщики либо уже ушли, либо отключили свои сервисы, в связи с этим, необходимо экстренно решать проблемы, которые встают перед аэропортом и авиакомпаниями. Для решения этих вопросов было принято решение об организации Оперативного штаба по противодействию западным санкциям на ИТ в авиации. Штаб представляет собой Телеграмм-канал, модерируемый сотрудниками РИВЦ-Пулково, который состоит из 271 участника, в том числе: ИТ руководители аэропортов и авиакомпаний, руководители отечественных ИТ-компаний, отраслевые эксперты.

Основными функциями штаба являются (рис.1):

  • Оперативное обсуждение возникающих вопросов
  • Общее информирование участников об отечественных ИТ-решениях
  • Проведение ВКС совещаний
  • Формирование рабочих групп по отдельным направлениям импортозамещения.

Рисунок 1. Задачи ИТ-руководителей аэропортов на 2022 год.

Что же касается дальнейших перспектив? Здесь надо отметить, что стратегическим направлением развития России является Технологический суверенитет. Становится ясно, что государство, не обладающее технологическим суверенитетов, становится ограничено в своих перспективах.  Поэтому все проблемы, которым было уделено мало внимания, вышли на первый план. В связи с этим, Технологический суверенитет должен решать такие базовые задачи, как обеспечение безопасности, получение энергии, продовольственную независимость, транспортную связность.

Кроме сферы гражданской авиации, государство смогло принять меры по поддержки ИТ-отрасли: отсрочка от армии, получение льготной ипотеки, упрощение грантовой поддержки, льготные кредиты на операционные расходы. Нельзя сказать, что данные меры решат все проблемы, скорее они являются вспомогательной помощью.

На сегодняшний день наблюдается реальное импортозамещение, включающее в себя: переориентирование крупных заказчиков на российских разработчиков, открытие новых ниш после ухода иностранных поставщиков, миграция экосистемы заказчиков на отечественные решения, повышение значимости ЕРРП. Но основная проблема состоит не в том, чтобы заменить одну систему другой, а в том чтобы заменить всю эко систему: системы управления базами данных, система отчетности, офисные пакеты.

РИВЦ-Пулково проводятся ежегодные исследования путем опроса руководителей ИТ-отделов в аэропортах и авиакомпаниях. Таким образом, приходит понимание, что происходит с отраслью, какие проблемы требуют немедленного решения. Также идет непрерывная работа с уже существующими клиентами: предпроектное обследование, разработка, внедрение, обучение, настройка, последующая эксплуатация. Все это осуществляется через пользовательский портал RIVC-Connect. Это целая эко система, где есть возможность подачи заявок; обсуждения статуса согласования технических заданий, сроков; публикации релизов. Работа с клиентами идет непрерывно на всех этапах. Кроме того, по основным направлениям для аэропортов, авиакомпаний и агентств у РИВЦ-Пулково есть флагманские продукты: Кобра (для аэропортов), OpenSky (для авиакомпаний), SAKURA (для агентств).

 


ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Ершов Алексей Анатольевич, начальник отдела системного анализа АО «РИВЦ-Пулково»

Шайдуров Иван Георгиевич, Доцент кафедры № 22 «Организации и управления в транспортных системах», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. А.А. Новикова»

В 2021 году проводилось исследование по вопросам развития IT на предприятиях гражданской авиации. (рис. 1 и 2)  По результатам видно, что представители аэропортов в основном были нацелены на автоматизацию обслуживания пассажиров (71%), кибербезопасность (40%) и автоматизацию наземного обслуживания (40%); представители авиакомпаний были сосредоточены на развитии производственных систем (61%). В 2022 году произошли события, которые отодвинули проблемы прошлого года: отзыв лизинговых ВС, отказ в обслуживании; закрытия аэропортов и воздушных пространств; массированные хакерские атаки и уход иностранных поставщиков IT. Рассмотрим последнюю проблему более подробно.

Рисунок 1. Приоритетные направления развития ИТ в аэропортах

Рисунок 2. Приоритетные направления развития ИТ в авиакомпаниях

«Санкционное» ПО можно разделить на группы: общесистемные ПО и СУБД, системы видеоконференцсвязи и мессенджеры, облачные хранилища, системы ТОиР, системы аэронавигационного обеспечения, системы бронирования и передачи сообщений, производственные системы.

На рынке присутствует достаточное разнообразие альтернативных решений замены общесистемных ПО и СУБД, многие из которых уже внесены в единый реестр российского ПО. В частности это: OC Astra Linux, OC ALT Linux, Libre Office, PostgreSQL, Мой Офис, РСУБД ЛИНТЕР. 

Прошедшая пандемия приучила нас к широкому использованию видеоконференцсвязи и корпоративных мессенджеров. Многие иностранные системы (Zoom, Skype, WhatsApp и др.) заявили о своем уходе или ограничили деятельность на территории России. Но здесь мы смело можем использовать отечественные системы, в частности Битрикс-24, Яндекс.Телемост, Webinar Meetings, многоцелевой мессенджер Telegram.

Облачные хранилища – это удобное, гибкое решение различных задач. Явно об уходе из России заявил только DropBox, но доверие к остальным поставщикам тоже, мягко скажем, скомпрометировано, в частности, по вопросам безопасности. Но благо есть достойные аналоги: Яндекс.Диск, Mail.Ru, Битрикс-24.

К сожалению, дальше уже не все так безоблачно и хорошо как было до этого. Перейдем к системам технического обслуживания и ремонта. AMOS, который был фактически отраслевым стандартом, заявил об уходе с осени этого года. AirN@v от AirBus как известно уже ушел и остаются риски с турецкой системой WINGS, там статус пока не ясен. И к сожалению современной замены этим системам сейчас нет. Есть несколько решений, которые устарели морально (например, Эрлан-2), либо есть решения которые не относится к области гражданской авиации и не имеют там внедрений (1С:ТОиР). Но, кроме того, очевидной перспективой дальнейшего развития будет рост количества воздушных судов отечественного производства.

Не менее печально выглядит ситуация в плане аэронавигационного обеспечения. Иностранные системы стремительно покинули нашу страну, а единственным действующим нашим аналогом является Аэролоция, которая уже не нова.

В сегменте автоматических систем бронирования тоже ситуация не ясна: уходит от нас Sabre, Amadeus, Navitaire, но крупнейшие российские авиакомпании заявили о переходе на Leonardo и ORS. К сожалению, сейчас нет однозначного решения по замене SITAtex, как поставщика передачи формализованных сообщений. Возможны варианты перехода на канал АФТН, что недешево, или создание специализированных сервисов на базе электронной почты, но возникают вопросы о надежности доставки.

Конечно, ведущие западные поставщики IT-услуг сворачивают свои проекты и по внедрению в эксплуатацию производственных систем для авиакомпаний и аэропортов. Но в данном случае рекомендуем обратится к линейке программных продуктов РИВЦ-Пулково, которые покрывают практически все производственные процессы: OpenSky (для авиакомпаний), Кобра (комплексное решение для управления аэропортом) и Экипаж (система управления летным составом авиакомпаний).

Новые вызовы, даже такие тяжелые и сложные, как выпали на нашу долю сейчас, можно и нужно рассматривать как новые возможности. Это, во-первых, обновление IT-инфраструктуры предприятий, во-вторых, развитие уже существующих систем и, в-третьих, появление современных высококонкурентных отечественных продуктов.

 


ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ «КОБРА» В АЭРОПОРТАХ В 2021-2022 гг.

Кокина Наталия Алексеевна, инженер-технолог отдела цифровизации аэропортов АО «РИВЦ-Пулково»  

Моисеев Сергей Геннадьевич, кандидат технических наук, доцент кафедры № 23 «Аэропортов и авиаперевозок», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный  университет гражданской авиации им. А.А. Новикова»

Системой «Кобра» пользуются более 30 клиентов из них 2 высших учебных заведения: Санкт-Петербургский университет гражданской авиации и Ульяновский институт гражданской авиации. Также система используется авиапредприятиями и авиакомпаниями, имеющие свое наземное обслуживание. Система имеет гибкую структуру, позволяющую использовать отдельные модули.

Всего за период с января по декабрь 2021 года было выполнено 454 заявки на систему «Кобра», а с января по май 2022 года – 361. Кроме того, идет активное совершенствование подсистем как по запросу клиентов, так и по личной инициативе. (рис.1)

Рисунок 1. Круговая диаграмм по количеству заявок в АО «РИВЦ-Пулково»

Рассмотрим кейсы внедрения. Кейс 2021: аэропорт Горно-Алтайск. Цель – автоматизация основных производственных процессов аэропорта. Задачи:

  1. Качественная автоматизация и замена ручного труда.
  2. Комплексное обучение персонала в ограниченные сроки.
  3. Настройки подсистем согласно требованиям аэропорта.

Результатами являются установка системы «Кобра», выполнение персональных настройки для аэропорта, предоставление в тестирование подсистемы контроля досмотра пассажиров и багажа, обеспечение постоянной поддержки пользователей.

Кейс 2021/22: аэропорт Геленджик. Цель – комплексная автоматизация нового терминала. Основными задачами были подготовка аэропорта к обслуживанию пассажиров, учет требований партнеров и инвесторов аэропорта, интеграции со сторонним оборудованием, персональные доработки. Результаты:

  1. Обеспечена подготовка терминала до начала работы.
  2. Выполнена интеграция подсистемы диктор с оборудованием BOSCH
  3. Реализованы масштабные доработки подсистемы диктор
  4. Проведены презентации подсистем, предоставлено их тестирование, запланированы внедрения.

Кейс 2022: аэропорт «Хибины». Цель – автоматизация процедуры контроля досмотра пассажиров. Задачи:

  1. Автоматический контроль пропуска пассажиров
  2. Возможность проверки пассажиров с электронным посадочным талоном

Результаты: установлена современная подсистема контроля досмотра пассажиров и багажа, соответствие требованием федеральных стандартов РФ, повышение качества обслуживания пассажиров.

В аэропорту Жуковский ключевой целью является на период 2022 года – импортозамещение и автоматизация производственных процессов. Выполнены персональные доработки подсистемы перрон, слоты; успешная интеграция подсистемы диктор с оборудованием Мета; удаленное обучение подразделений аэропорта и обслуживающих компаний.

В аэропорту Якутск ключевой целью является на период 2022 года – внедрение подсистемы «Виртуальные перрон». Задачи: контроль персонала и техники на трехмерной карте перрона в онлайн режиме, цифровая идентификация занятости, контроль сбойных ситуаций при обслуживании. Результаты: объекты представлены в виде 3D моделей, реализована индикация занятости персонала и техники, получение реальных данных в онлайн режиме на трехмерной карте перрона, интеграция и отправка сообщений в модуль МРМ.

В аэропорту Кызлык ключевой целью является на период 2022 года – восстановление работы после хакерской атаки. Было выполнено оперативное восстановление работоспособности системы «Кобра», повторный инструктаж работников, обеспечивающих безопасность хранения данных, постоянная технологическая поддержка пользователей для восстановления работы аэропорта.

Стратегия на 2021-2022 год для Санкт-Петербургский университет гражданской авиации является цель – обеспечить отработку и применение теоретических навыков Основная задача – обеспечить применение теоретических навыков на примере работы системы «Кобра». Результаты:

  1. Организована и проведена деловая игра для студентов, практических занятий с применением системы «Кобра»
  2. Проведена конференция и демонстрация системы «Кобра» преподавательскому составу кафедры «Аэропортов и авиаперевозок»
  3. Предоставлено тестирование дополнительных подсистем.

Таким образом, за период с января по декабрь 2021 года система «Кобра» была продемонстрирована 5 раз, а внедрена 6. С января по май 2022 года компания РИВЦ-Пулково продемонстрировала систему 22 раза, внедрила 5. Из приведенных данных видно, что за первую половину 2022 года наблюдается повышенный спрос на демонстрации, а количество внедрений за первую половину нынешнего года приближается к количеству внедрений всего 2021 года.

 


НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КОБРА-2

Коркинен Дмитрий Юрьевич, руководитель проектов отдела цифровизации аэропортов АО «РИВЦ-Пулково» 

Маслаков Валерий Петрович, доктор технических наук, профессор, доцент кафедры №т20 «Менеджмента», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный  университет гражданской авиации им. А.А. Новикова»

Растущее число релизов по разным модулям «КОБРА» говорит о том, что продукты компании активно развиваются, мы работаем над постоянным внедрением нового функционала в работу модулей, исправлением ошибок. Рассмотрим релизы, направленные на расширение функционала уже существующих модулей, на их качественные изменения, а также новинки компании ( рис.1).

Рисунок 1. Релизы по модулям АС «КОБРА»

Модуль «Визнформ» предназначен для визуального информирования пассажиров на всех этапах прохождения аэровокзального комплекса. В результате последних изменений были добавлены несколько значимых функций: возможность градиентной подсветки элемента (в зависимости от статуса рейса), возможность задавать плавные границы, добавление шрифтов, словари фиксированных переводов, фоновый снимок города направления рейса. [2].

Последние релизы модуля звукового и речевого оповещения «Диктор» также дополнены новыми возможностями. Реализована функция полного резервирования с автоматическим переключением между станциями (в случае одной из них алгоритм автоматически произведет переключение на резервную станцию и продолжит работу в штатном режиме) – система прошла успешные испытания и внедрение в работу аэропорта города Геленджик. Теперь «Диктор» может работать по принципу «несколько аудио выходов на одной станции». Это новая возможность позволяет одной станции вещать сразу на несколько зон аэропорта. Для синтезирования человеческой речи модуль может использовать возможности сервисов Яндекс, что позволяет достичь полной аутентичности голоса с правильной расстановкой ударений и пауз.

Требования клиентов о возможности контролировать местоположение мобильных ресурсов (техники, персонала), а также возможность вывода предупреждения о задержках выполнения операций ТГО, информации о выполненных работах и приём-отправка сообщений сформировали итоговую модель «Перрон как на ладони». Первой реализацией этой модели является Мониторинг-2D – модуль для автоматизированных рабочих мест. Интерфейс представляет собой интерактивную карту инфраструктуры аэропорта, расположенную на ней иконками транспортных средств и персонала, и стоянку с значками ВС. Также есть панель отображения ресурсов виде таблицы. В функционал модуля заложено отображение трекинга как транспортных средств, так и персонала. Фоновая служба на сервере клиента записывает информацию в базу данных, а в интерфейсе мы увидим эти данные в виде точек (каждая точка представляет архивную информацию о времени и дате, а также о статусе и занятости ресурса в данный момент), соединенных линиями. Немаловажной функцией является возможность отправки сообщений: сотруднику «МРМ» и на ТС; дополняется отметкой о получении и прочтении сообщения.

Модуль Мониторинг-3D является родным братом Мониторинг-2D, основным отличием является интерактивная сцена Аэропорта с размещенными на ней объемными моделями объектов. (рис.2) При клике на модель отображается информация о сотруднике или информация о рейсе и операциях ТГО. Основные преимущества: работа под управлением ОС Linux или ОС MS Windows, возможность интеграции с любой AODB аэропорта, создание объемных объектов, поддержка многоярусных объектов инфраструктуры (при наличии оборудования).

Рисунок 2. Модуль Мониторинг-3D

Еще одной реализацией модели «Перрон как на ладони» является Web-модуль Карта перрона. В функционал модуля заложены базовые функции мониторинга, информирование о местоположении ресурсов на карте, их занятости и выполняемой работой. 

На данный момент направление мобильной разработки у нас представлено двумя модулями. Новый модуль Baggage Reconciliation System (BRS) – система «Диспетчер – исполнитель», обеспечивает гарантированную погрузку багажа только вместе с багажом. В данной системе Мобильное приложение является необходимым инструментом, в функционал которого заложены такие функции как контроль обработки и погрузки багажа, сквозной поиск, управление досылаемым и трансфер-багажом, снятие багажа с рейса, контроль погрузки багажных контейнеров. В функционал МРМ (мобильные рабочие места) добавлена возможность получения сообщения, чек-лист внешнего осмотра ВС, итоговая карта учета оказанных услуг, прикрепление фотографий к рейсу.

Рисунок 3. модуль Baggage Reconciliation System (BRS)

Программные роботы: Telegram-боты (KOBRA_bot) – современный аналог речевых информаторов. BOT STAFF – программный модуль автоматического оповещения сотрудников о назначенных на них работах, осуществляет оперативное информирование в автоматическом режиме, открывает информацию по запросу сотрудника и информирует при добавлении, удалении и изменении назначенных работ. BOT PAX – модуль информирования пассажиров, включает в себя частичное резервирование функций Call-центров Аэропортов, информацию о рейсах, о работе Аэропорта и его служб, подписку на информирование об изменениях по рейсу.

Самым молодым и новаторским направлением является внедрение технологий искусственного интеллекта в систему КОБРА. Примером является ИП-ОПТИМИЗАТОР – программный модуль для оптимизации графиков работы сотрудников, использующий нейросетевые алгоритмы. На основе глубоко анализа использует полученные данные для построения графиков на следующий период и оптимизирует рабочее время (занятость до 90-98%). На данный момент проходит проектные испытания.

Рисунок 4. Модуль- контроль состояний объектов IT-системы WhatchDog.

Еще одна новинка – контроль состояний объектов IT-системы WhatchDog. Данный модуль появился как результат необходимости нашей компании в наличии собственной системы контроля. Основные функции: проверка наличия блокировок БД, контроль очереди выполнения запросов, контроль выполнения хранимых процедур, система управления оповещениями, разграничение уровней критичности (рис.4).

 


ЛИНЕЙКА МОБИЛЬНЫХ И ВЕБ РЕШЕНИЙ ДЛЯ АВИАКОММПАНИЙ

Муратова Вероника Олеговна, начальник отдела цифровизации авиакомпаний АО «РИВЦ-Пулково»,

Диженина Елена Вячеславовна, старший преподаватель каф. № 23 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. А.А. Новикова» 

В 2005 году РИВЦ-Пулково выпустил первые веб приложения для авиакомпаний – OpenSky/Links. В нем заложены функции просмотра информации производственных модулей и отдельный раздел для пилотов и бортпроводников, где каждый сотрудник видит информацию по своему плану работ. Данные предоставляются в различном виде: в табличном виде, в планшете, на табло. В любое время, имея доступ и права, каждый сотрудник может зайти и посмотреть необходимую для него информацию. (рис.1).

Рисунок 1. Производственные модули OpenSky/Links

В 2021 году компанией было принято решение об улучшении интерфейса приложения и создания новых возможностей, сделать его адаптивным под различные мобильные устройства. В 2013 году была разработана система контроля знаний сотрудников WebTrainig. (рис.2) Ее основные функции заключаются в следующем:

  • Проведение тестирования и анкетирования
  • Ознакомление с документами
  • Контроль соблюдения сроков подготовки
  • Формирование отчетности.

Каждый сотрудник у себя на главной странице видит информацию по назначениям, срокам истечения истории прохождения тестирования. Результаты прохождения для администраторов формируются в виде отчетности.

Рисунок 2. Система контроля знаний сотрудников WebTrainig

В 2015 году РИВЦ-Пулково запустил продукт iFlightDoc.Pilot – электронный портфель документов, который включает в себя отображение списка ближайших рейсов с общей информацией по ним, загрузку; ознакомление с документами рейса, прием или отклонение пакета документов; введение – заполнение, корректировку, утверждение в off-line режиме; передачу заполненных документов в базу данных OpenSky при переходе в on-line режим; автоматическую обработку документов и хранение.

В 2017 году была проведена оптимизация квалификационных проверок с помощью модуля iFlightDoc.Check. Основные преимущества:

  • Автоматизация работы пилотов-инструкторов по заполнению и отображению актов проверки пилотов
  • Простота и удобство
  • Прозрачность данных

По окончании всей проверки и заполнения бланка, проверяющий ставит свою графическую подпись, а все результаты сохраняются и отправляются на почту ответственным сотрудникам и отображаются в табличном виде и в виде диаграмм.

2018 год. Приложение iFlightDoc.Agent. (рис.3) Приложение для представителей авиакомпаний. Модуль помогает решить следующие задачи:

  • Создание единого информативного пространства и получение оперативной информации о рейсах от представителей
  • Просмотр суточного плана полетов и подробной информации по рейсам
  • Ввод данных по оказанным услугам и выполнению операций технологического обслуживания ВС
  • Печать пакета документов по рейсу.

Рисунок 3. Приложение iFlightDoc.Agent.

В 2021 году был расширен функционал данного модуля. Было разработано автоматическое формирование оптимальной модели обслуживания рейсов исходя из различных параметров таких как вид рейса, типа ВС, тарифов прейскуранта и пожеланий авиакомпании по оказанию различных услуг. Перед выполнением рейса представителю предлагается оптимальная модель, состоящая из операций услуг, которая должна позволить сократить расходы авиакомпании. Представитель принимает данную модель и вносит коррективы, исходя из внешних факторов, и дальше работает с ней. В случае отклонения от этой модели все инциденты автоматически фиксируются и записываются в Базу отклонений (OpenSky/Deviation).  Согласно полученным данным, можно собрать статистику и вовремя принять необходимые меры. В этом году было доработано наполнение Базы отклонений в части анализа данных, представленных контрагентами. [2].

Также в 2021 году было разработано приложение iFlightDoc.CabinCrew. Это приложение для оптимизации работы бортпроводников, в котором можно посмотреть информацию по рейсам как в ближайшие, так и прошлые/будущие периоды (ознакомится с экипажем и брифингом, ознакомиться с участком работ), увидеть всю информацию по пассажирам (группировку, класс пассажира, тип пассажира), сформировать отчет по рейсу. В приложении имеется доступ к библиотеки документов, доступ к личной информации. 

Таким образом, в этом году планируется закончить работу над  OpenSky/Link 3.0 производственного блока. На следующий год стоят цели модернизировать iFlightDoc.Pilot и WebTrainig.

 


КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ИСТОЧНИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОХОДА АВИАПРЕДПРИЯТИЯ

Слепченко Анна Евгеньевна, специалист по обучению и адаптации персонала АО «РИВЦ-Пулково»

Отверченко Любовь Федоровна, кандидат социологических наук, доцент каф. № 28 «Коммерческая деятельность», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. А.А. Новикова»

Важность управления знаниями неоценима в любой отрасли и сферах. В современных компаниях интеллектуальная составляющая сотрудников должна находиться на высоком уровне, так как при стремительно меняющихся условиях, она является одним их наиболее важным.

Управление знаниями в современном мире осознается как важнейший и первоочередной аспект развития общества, так как создает инновации в разных отраслях жизнедеятельности, направленные на создание прогрессивных технологий, продуктов, методик и т.п., на обеспечение эффективного труда и достижение высокий показателей деятельности. [1].

Помимо общественно-значимого аспекта управления знаниями есть еще и экономический аспект. Совершенно очевидно, что современным компаниям сложно конкурировать и бороться за увеличение рыночных и коммерческих показателей, и, если они стоят на месте и не предоставляют своим потребителям и рынку новые продукты, услуги, сервис, рекламные кампании. В этом случае производитель становится не интересен и продукт его деятельности уже не вызывает одобрение. Учитывая, что конкуренты всегда стараются опередить соперника, что новые знания, воплощенные в инновациях, становятся одним из наиболее эффективных инструментов конкурентной борьбы. Именно поэтому исследование вопроса управления знаниями в современных компаниях является особенно актуальным.

Таким образом, отраслевые и социальные и внешнеполитические обстоятельства, происходящие в последние годы, не способствуют повышению уровня трудоустройства выпускников авиационных вузов. В результате, молодые специалисты, которые мотивированы на активное развитие авиации в Российской Федерации вынуждены искать работу в других направлениях, терять свои знания и полученные навыки. (рис.1) [2]/

Без сомнения, кризис закончится и потребность в специалистах станет особенно очевидной, однако удовлетворить ее без принятия мер сегодня и в ближайшей перспективе уже не будет возможности.

Рисунок 1. Целевая аудитория образовательных программ в корпоративном университете

Если говорить об авиационной отрасли, то знания, которые преподаются в корпоративном университете являются уникальными и практико-ориентированными. Такую информация имеет высокую стоимость на рынке, что является основанием для создания такого рода университетов. 

Корпоративный университет – это форма обучения персонала, при которой оно ведется «в стенах» самой организации и, в основном, ее собственными силами. [3].

Обучение в корпоративных университетах выгодно отличается и от академического образования, и от пользования услугами внешних провайдеров обучения тем, что имеет предельно практическую, целевую направленность. В них сотрудники обучаются именно тому, что необходимо для их работы и для реализации стратегических целей организации, вместо того чтобы проходить общетеоретическую или обобщенно-практическую подготовку без учета конкретной специфики, относись она к деятельности самой организации или к актуальной ситуации, в которой она находится. [4].

Таким образом, с помощью корпоративного университета можно обеспечить профессионально-квалификационное развитие персонала, которое представляет собой систему постоянного повышения уровня профессиональных знаний и навыков сотрудника с учётом занимаемой им должности. Профессиональное развитие должно осуществляться планомерно и основываться на мотивационной платформе, и желании сотрудника развиваться в рамках данной организации, и в данной профессии.

 

A-CDM КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТА

Костин Станислав Александрович, Руководитель проекта отдела цифровизации аэропортов АО «РИВЦ-Пулково»

Тецлав Илья Александрович, старший преподаватель каф. № 23 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. А.А. Новикова»

До 1992 года аэропорты, авиакомпании и органы управления воздушным движением были объединены в одно единое предприятие называемые авиапредприятия.

Информация в авиапредприятиях передавалась без каких-либо затруднений, так же как сейчас передается информация между службами в аэропортах, авиакомпаниях или единая система организации воздушного движения. В то время ее передавали по средствам телеграфа или с помощью записей. После 1992 года произошла реконструкция авиационной отрасли, и авиапредприятия разделились на известные в наше время аэропорты, авиакомпании и органы управления воздушным движением.

В каждом предприятии появились свои службы, свои подразделения и свои информационные системы для передачи информации. Реконструкция отрасли произошла, но процесс выполнения полета не сильно изменился, кроме одного – информацию для организации процесса выполнения полета приходится передавать не внутри единого авиапредприятия, а между тремя отдельными предприятиями, выполняющие отдельные функции и отвечающие каждый за свой отрезок одного единого процесса.

Из-за отсутствия единой информационной базы, все участникам процесса приходится передавать информацию все такими же способами, как в далеком 1992 году, телеграммы или каких – либо записей. Так как способы передачи информации не ушли далеко, а количество пассажиров с каждым годом увеличивается, воздушные суда становятся все более вместительны, и требования по времени обслуживания воздушных судов и пассажиров в SLA между авиакомпаниями и аэропортами становятся все меньше, в итоге участники процесса все чаще и чаще получают либо информацию, которая уже не актуальна, либо не точную информацию, либо информация приходит не вовремя.

Все проблемы с передачей информации между участниками процесса выполнения полета приводят к большим задержкам вылета рейса, и затратам одного из участников. В основном данные затраты уходят аэропорту, ведь именно аэропорт большую часть в процессе выполнения полета.

 В наше время цифровых технологий, которые обновляются и улучшаются с каждым годов, есть решение для точной и своевременной передачи информации за счет создания единого информационного пространства.

Концепция A-CDM (англ. Airport Collaborative Decision Making, рус. Совместное принятие решений в аэропортах) (рисунок 1) – это система совместного принятия решения, предназначенная для повышения пропускной способности аэродрома и воздушного пространства за счёт эффективного использования доступных ресурсов и за счёт прогнозирования возможных ситуаций [3]. Так же данная концепция позволит оптимизировать передачу информации не только между службами внутри аэропорта, но и всем участникам процесса выполнения полета.

Рисунок 1 – Концепции A-CDM

Данная концепция зародилась в 1998 году в США и называлась CDM (англ. Collaborative Decision Making, рус. Совместное принятие решений). Главной задачей CDM было нормализовать работу при снижениях пропускной способности аэропортов и органов воздушного движения при сложных метеоусловиях. По итогу данная концепция помогла снизить задержки воздушных судов как на земле, так и в воздухе на пятнадцать процентов [1].

В европейской части мира появление системы CDM произошла чуть позже. В 2000 году произведены тестовые внедрения в ряд аэропортов с целью адаптации американской CDM для Европы. По итогу на сегодняшний день в двадцати восьми аэропортах Европы внедрена концепция A-CDM.

Основой A-CDM является разработка единой процедуры и технологии взаимодействия всех участников процесса выполнения полета. Существует шесть основных элементов необходимых для реализации концепции A-CDM, разберем их [1]:

  1. Поэтапный подход

Позволяет разбить процесс на ключевые этапы, что в свою очередь позволит всем участкам процесса выполнения полета осуществлять мониторинг процесса и вовремя реагировать на изменения в процессе.

  1. Формирование очереди отправления воздушных судов

Позволит уйти от концепции FIFO (англ. First in, First out, рус. Первый пришел, первый ушел) и LIFO (англ. Last in, First out, рус. Последний пришел, первый ушел) к более логичному принципу «лучше спланирован – лучше обслужен» при которой очередность воздушных судов будет выстраивается с учетом метеорологической и аэронавигационной обстановкой.

  1. Изменение время руления

Позволит уйти от неизменяемого для всех воздушных судов времени руления, и прийти к более гибкому принципу, в котором будут учитываться лётно – технические характеристики воздушного судна, время буксировки, маршрут руления, место стоянки и другие немало важные факторы, влияющие на точность расчета ключевых времен. По итогу мы получим более точные времена, а значит и оптимизацию ресурсов всех участников процесса выполнения полета.

  1. Совместное принятие решения в неблагоприятных условиях

Поможет всем участникам процесса выполнения полета при ограниченной пропускной способности аэропорта, например сложные метеоусловия и другие.

  1. Обновление информации о полете

Обмен информацией о движении воздушного судна между аэропортом и главным центром единой системы организации воздушного движения, для повышения эффективности планирования и координации использования воздушного пространства. Так же появится возможность управлять пропускной способностью как в интересах аэропорта, так и в интересах органов организации воздушного движения.

  1. Обмен информацией

Позволит обменивается между всем участниками процесса выполнения полета актуальной информацией на протяжении выполнения всего процесса. Достигается за счет создания единой платформы A-CDM.

Необходимо заметить, что внедрение A-CDM не останавливается только на внедрении данных шести элементов. A-CDM это постоянно улучшение работы всех участников процесса выполнения полета. Постоянный мониторинг процессов на основе ключевых показателей эффективности, позволит совершенствовать все процессы на протяжении долго времени. Анализ полученных результатов мониторинга позволит более точно понять причины отклонения тех или иных показателей от нормы, и позволит принять корректирующие меры для улучшения функционирования концепции A-CDM.

Так же A-CDM не является общей концепцией, подходящей для всех аэропортов. При внедрении необходимо провести анализ ограничений в аэропорту и оценки ресурсов.

Целью A-CDM является повышение эффективности процессов планирования и распределения ресурсов аэропорта, авиакомпаний, обслуживающих компаний и органов организации воздушного движения. Как преимущества можно выделить: повышение регулярности полетов, повышение точности и актуальности передачи информации между участниками процесса выполнения полета, повышения эффективности управления распределением динамических и статических ресурсов в условиях высокой интенсивности движения и неблагоприятных условиях.

Вся информация о выполнении рейса будет попадать в единую базу данных A – CDM, откуда каждый участник выполнения рейса сможет получить всю необходимую информацию (рисунок 2).

Рисунок 2Блок схема взаимодействия АСУ «Аэропорт – Перевозчик – ОрВД»

В Российской федерации так же внедряется концепция A-CDM.

В 2014 году международный аэропорт Шереметьево, совместно с ПАО «Аэрофлот» и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», начал внедрять шесть элементов концепции. Основной задачей стало интеграция баз данных международного аэропорта Шереметьево с системой планирования ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» [2].

В 2016 году международный аэропорт Внуково приступил к внедрению основных элементов концепции A-CDM совместно с привлечением базовых авиакомпаний и компаний по наземному обслуживанию, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». По итогу проведения анализа работы международного аэропорта Внуково были разработаны документы по внедрению A-CDM – «Концепция функционирования системы A-CDM в аэропорту Внуково» и «План – график внедрения концепции A-CDM в аэропорт Внуково».

В 2017 год внедрением основных шести элементов концепции A-CDM начал заниматься международный аэропорт Домодедово, при поддержке ПАО «Авиакомпания «Сибирь» и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Главной задачей, как и в международном аэропорту Шереметьево, была поставлена создание единой платформы взаимодействия между всеми участниками процесса выполнения полета. На текущий момент создается единая платформа ACISP (англ. Airport Collaborative Decision Making Information Sharing Platform, рус. Единая платформа совместного принятие решений в аэропортах).

На сегодняшний день внедрение концепции A-CDM происходит только в аэропортах Московского узла. В других аэропортах Российской Федерации внедрение так же будет происходит, так как будет происходить рост авиаперевозок в стране.

Внедрение A-CDM в аэропортах является очень сложным и долгим процессом, но он позволит улучшить регулярность полетов, повысить эффективность использования ресурсов не только в аэропорту, но и всех участников процесса выполнения полета, позволит передавать актуальную информацию вовремя.

A-CDM – это будущие всей авиаотрасли мира, благодаря которой авиаотрасль сможет сделать огромный шаг вперед.